Общие вопросы к собеседованию при приеме на работу продавцов / менеджеров по продажам

Обычно, собеседуя кандидата в продавцы, я задаю пять-шесть вопросов, а предпочтение отдаю ролевым играм и кейсам. Публикую список самых часто задаваемых вопросов с небольшими комментариями. Это вопросы общего плана и с успехом могут быть применены на первичном собеседовании не только к кандидатам в торговле, но и в других сферах деятельности. Кроме того, вопросы могут быть полезны и соискателям при подготовке к собеседованию.

  1. Вопросы по анкетным данным: семейное положение, образование, предыдущие места работы с указанием причин увольнения.
  2. Почему Вы выбрали именно эту профессию / должность?
  3. Вы успешно входите в новый коллектив? Почему Вы так считаете?
  4. Каким, по Вашему мнению, должен быть хороший коллектив?
  5. А каким должен быть идеальный руководитель?
  6. Что для Вас важно в работе? Расставьте по значимости на 1-ое, 2-ое и 3-е место. (Этим вопросом можно проанализировать ведущие мотивы деятельности: деньги, стабильность, коллектив, интересная работа и т.д.)
  7. Сколько Вам необходимо зарабатывать, начиная с первого дня работы? или
    Назовите минимальный уровень заработной платы, ниже которого Вы работать не будете? (Ответ на этот вопрос плюс данные о семейном положении также помогают оценить мотив зарабатывания денег, что крайне важно для торговых компаний. Так, двадцатилетний парень-студент, живущий с родителями, но мечтающий о финансовой независимости, может быть не менее мотивирован, чем отец двоих детей, выплачивающий ипотеку. К сожалению, достаточно много инфантильных людей любого возраста готовых довольствоваться малым лишь бы поменьше напрягаться.)
  8. Кем Вы видите себя через пять (десять) лет?
  9. Назовите, пожалуйста, три Ваших самых сильных личных качества.
  10. Как они помогают Вам в жизни и работе?
  11. Какие недостатки Вы знаете за собой? Назовите не менее трех.
  12. Бывали ли у Вас ошибки в работе? (При честном ответе на этот вопрос кандидат предстанет не в выигрышном свете, если ответит «нет», это означает, что он стремится выглядеть лучше, чем есть) 
  13. Бывает ли, что Вы иногда опаздываете? (Аналогично предыдущему)
  14. Какие у Вас есть соображения по поводу обучения тому, что Вам необходимо знать для этой работы?
  15. Как Вы считаете, что побуждает людей более эффективно работать?
  16. Как Вы думаете, почему в одних компаниях люди воруют, а в других нет?
    (Это вопрос на оценку честности. Варианты ответов:
    - потому что в одном случае люди работают как бы на себя, они заинтересованы в успехе общего дела (например, отчитаться без недостач), есть команда, а в другом всего этого нет.
    Позитивная мотивация честности, для человека важно общее дело, команда.
    - платить надо достаточно.
    Оправдание нечестности желанием больше зарабатывать. При получении подобного ответа стоит внимательно оценить честность кандидата, попытаться «прощупать» его другими способами. По сути дела, кандидат вполне допускает, что если оплата не удовлетворяет сотрудника, то можно воровать или работать налево.
    - где-то просто нечего украсть.
    Аналогично предыдущей ситуации: нечестность допускается, если она возможна с практической точки зрения. Честность кандидата требует дополнительной проверки.
    - это зависит от отбора людей: есть люди честные, их и надо брать на работу.
    Позитивный ответ, если в организации культивируется честность и отбор персонала идет, в частности, по этому критерию. В этом ответе нет субъективных оправданий нечестности: все зависит от того, какой человек.)
  17. Как вы считаете, каких людей больше – честных или врунов?
  18. Как Вы объясните такую ситуацию: руководитель в отпуске, а персонал работает также много, как и в его присутствии?
    (Также вопрос на оценку честности. Варианты ответов:
    - люди заинтересованы в результате.
    Мы получаем дополнительную информацию о мотивации человека, а также получаем позитивную модель ответственного отношения к делу – заинтересованность в результате.
    - правильно поставлены цели, люди знают, что надо делать.
    Аналогично предыдущему, при этом в управлении этим человеком стоит учитывать значимость четкости целей.
    - контроль и без руководителя есть кому осуществлять (есть заместитель на время отпуска), все равно руководитель узнает.
    Ответ требует дальнейшей проверки того, насколько способен кандидат работать без давления и контроля, т.к. в данном случае единственное объяснение – контроль все-таки есть, не допускается даже мысль, что люди могут работать без контроля.)
  19. Расскажите о своем самом большом достижении в прошлом, о том, чем вы гордитесь. (Анализируя ответ на этот вопрос, обратите внимание на следующее:
    • говорит ли кандидат о возможностях, которые у него были;
    • включены ли в ответ изменения, инновации, творчество, возможность пробовать разные варианты действий;
    • говорит ли кандидат о системе работы, установленных раз и навсегда правилах, Стандартах;
    • оценивается ли положительно стабильность, постоянство, неизменность;
    • сами виды деятельности и то, как их описывает кандидат).
  20. Вы как продавец должны хорошо разбираться в людях. Вы хорошо разбираетесь в людях? (Скорее всего, мы получим ответ не ниже «удовлетворительно» или «неплохо»).
  21. Тогда охарактеризуйте меня как покупателя? (Можно предложить вариант ролевой игры «Продавец-покупатель». Такой вопрос имеет смысл задавать ближе к концу интервью. Проверяется стрессоустойчивость и умение быстро составлять правильное первое впечатление о покупателе).
  22. Если бы я позвонил Вашему последнему руководителю прямо сейчас, что он сказал бы мне о Вас?
  23. Если бы я позвонил нескольким Вашим коллегам, которые работали с Вами в последние годы, что они сказали бы мне о Вас?

Также рекомендую к прочтению и практическому применению книгу Светланы Ивановой “Искусство подбора перонала: Как оценить человека за час”.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>